Свой путь в истории брошь начала как функциональный элемент гардероба, застежка для одежды. Самые ранние экземпляры, похожие по своему устройству и внешнему виду на современные булавки, датируются Бронзовым веком. Найдены они были в Центральной Европе. Позднее, в Каменном веке, фибулы (лат. fibula - "шпилька, застёжка") распространились по всей территории Евразии.
В конце Железного века был осуществлен настоящий прорыв - была изобретена двусторонняя пружина. Ее стали использовать в изготовлении фибул (до этого механизм был, как я уже писала, похож на современную булавку, то есть использовалась односторонняя пружина). Эта же новая технология стала отличительным знаком данного исторического периода, облегчив труд археологов, которым теперь немного легче датировать найденные артефакты. Аналоги броши были в ходу и у древних египтян. Назывались они пекторалями (но это же слово использовалось и для других нагрудных украшений).
В свою очередь, древние римляне долгое время использовали простые платяные булавки - иглы, оканчивающиеся металлическим шариком (часто с инкрустацией, орнаментом или драгоценными камнями или стеклом). Женщины прикалывали фибулы и к верхней одежде, и к "нижнему белью", тогда как мужчины носили их только на верхней одежде, скрепляя ими ткань на одном плече.
В Византии тоже не обошлось без фибул. Там преобладали броши из эмали с использованием яркого орнамента. Шотландские кельты также скрепляли фибулой свои накидки. Если воин погибал, не оставив после себя ничего, кроме славы и доблести, то на деньги от продажи фибулы ему устраивали похороны. Расцвет кельтских фибул пришелся на IX-XIII века нашей эры. Ярким примером классического украшения того времени является брошь "Тара". В Средние века манера одеваться поменялась, необходимости скреплять одежду при помощи дополнительных приспособлений уже не было. В это время брошь перекочевала в стан аксессуаров, нужных исключительно для украшения носителя. Ювелиры раннего Средневековья использовали для изготовления фибул золото, драгоценные камни, жемчуг, античные геммы и камеи.
Примерно в это же время появляются аграфы - нарядные застежки (пряжки). Они служат не только украшением, но и застегивают отворот, например, на шубе. В XIII веке преобладают аграфы из золота и драгоценных камней, в XIV-XV веках - из серебра с эмалью. В эпоху Возрождения застежки и аграфы вытеснили подвески, а в XVII веке платяные булавки вернули былую популярность, но уже в виде брошей, которые становятся исключительно женским украшением.
Со второй половины XIX века ювелиров привлек мир насекомых, и они "прописались" в мире украшений. Еще одним трендом XIX века стали траурные броши, введенные в моду английской королевой Викторией после кончины принца Альберта.
Рубеж XIX-XX веков - время art nouveau. И ювелирное дело тоже попало под влияние модерна. Вдохновение черпалось в природе, естественных линиях. Одним из самых ярких ювелиров эпохи был француз Рене Лалик, который сотрудничал с такими домами, как Cartier и Boucheron.
Вехи мировой истории не раз находили свое отражение в брошах. Например, в 1942 году ювелирный дом Cartier выпустил брошь под названием "Птица в клетке", символизирующую оккупированную Францию. "Освобожденная птица" появилась одновременно с освобождением страны от фашистов.
Любительница брошек Мадлен Олбрайт в свое время говорила: "Если хотите узнать, в каком я настроении, читайте по моим булавкам".
В ХIХ веке было сломаны все стереотипы по поводу формы, материалов и применения броши. В ход идет все: самодельные фетровые цветочки, дорогие дизайнерские модели, камеи, значки, английские булавки, броши из ткани, жемчуга, кристаллов Swarovski, лент, керамики...
Источник: http://madambroshkina.com.ua/ru/ |