Экспансия Китая происходит по всему миру. И сегодня трудно назвать
регион или страну, которые бы не находились в торговых отношениях с КНР.
От Латинской Америки до Ближнего Востока, и от Америки и Европы китайцы
с завидной напористостью продвигают свои товары и свое влияние.
В этом перечне не стал исключением и Южный Кавказ. Сейчас становится все
более заметной экономическая и политическая присутствие Китая в этом
регионе. А его стремление к расширению торговли, получения
энергетических ресурсов и расширения возможностей транспортных
коридоров, показывает высокую заинтересованность Пекина Южным Кавказом.
Как
и везде в мире, Китай мягко, но настойчиво проводит политику
распространения своего влияния на Кавказе, делая это по-восточному
тонко. Пекинские лидеры сконцентрировали свои усилия на том, чтобы не
провоцировать страх в тех, с кем они входят в контакт, а также укрепить
репутацию Китая как ответственной потуги на международной арене. Этот
комплексный подход оправдывает себя и на Южном Кавказе, где Пекин,
продвигая экономические ресурсы, пожинает одновременно и политические
плоды.
Экономическая роль Китая на Южном Кавказе развивается
быстрыми темпами, при этом общие инвестиции Пекина в Азербайджане сейчас
приближаются к 1 миллиарда долларов, а двусторонняя торговля этих двух
стран уже превышает этот показатель.
Понятно конечно, что
интересы Китая на Южном Кавказе по признаку приоритетности для Пекина,
трудно поставить рядом с интересами там таких глобальных геополитических
игроков, как США или Россия. До того, такие государства, как
Азербайджан и Грузия, которые больше всего стремились в постсоветский
период выйти из под непосредственного влияния Москвы, были в числе
первых, кто переориентировался на Америку.
Пекин начал свое
превентивное проникновения на Южный Кавказ, регион, расположенный на
стыке Черного моря и Центральной Азии, в котором китайцы уже давно
целенаправленно, последовательно и неуклонно проводят свой
стратегический курс на углубление и расширение своих влияний.
И
если вряд ли Китаю удастся стать здесь «старшим братом», как это уже
произошло в государствах Центральной Азии, но можно сказать, что эта
часть Кавказа интересна для Пекина из нескольких причин. Китайцы
просчитали для себя, что наращивание экономических связей с
южно-кавказскими государствами, не только существенно укрепит их позиции
в регионе, но и создает устойчивый экономический плацдарм на подступах к
европейским рынкам. Считая на то, что эти государства вовлечены в
многочисленные программы многостороннего сотрудничества с Европейским
Союзом.
Другая причина китайского интереса к Южного Кавказа лежит
в плоскости преимущественно внешнеполитических категорий. Пекин и тут
прагматичный, понимая более глубокое проникновение США, России, ЕС,
Турции, Ирана, которые уже установили тесные связи с Арменией,
Азербайджаном и Грузией.
Втиснуться в достаточно «узкие»
места таких определяющих отношений в регионе, как, например,
вірменсько-российские, грузинско-американские или
азербарджанско-турецкие, в ближайшие годы китайцам не представляется
возможным. Однако, в этом и заключается своеобразие китайского вектора
проникновения, который не ограничен факторами неурегулированных
конфликтов в регионе и наличии глубокого (Армянско-азербайджанского и армянско-турецкого) или долгосрочного (грузинско-российского)
антагонизма.
Важным нюансом китайского курса в Южном Кавказе
является отсутствие у него внутреннего ограничения своей политики
регионального проникновения имея в виду признание, частичное признание
или непризнание стран региона. Китай намерен строить свои отношения как с
Абхазией, так и с Грузией, как с Нагорным Карабахом, так и с
Азербайджаном, при этом, конечно, не забывая упоминать при официальных
двусторонних контактах с грузинскими и азербайджанскими представителями
приверженность к соблюдению принципа территориальной целостности.
А
в развития Китаем отношений с одной из стран региона - Арменией -
заметные экономические и политические составляющие курса Пекина на
последовательное проникновения в пока не занятые ниши двусторонних
связей Єревану с внешним миром.
Китай очень прагматично оценивает
нынешнее пребывание Армении на преобладающем орбите развития ее
политических и экономических связей с Россией, однако это не исключает
элементов конкуренции между Пекином и Москвой. Некоторые цифры, которые
отражают уже пройденные этапы вірменсько-китайских экономических связей,
выглядят достаточно убедительно.
При чем, очень перспективной
просматривается возможно участие Китая в проекте строительства железной
дороги Армения - Иран. Пока на этом направлении экономического
привлечения Китая в большой транспортный проект на Южном Кавказе нет
ощутимого прогресса. Но можно с уверенностью предположить, что участие
китайского капитала в строительстве железной дороги на
вірменсько-иранской границе добавит интересам Пекина в регионе
стратегически выраженный характер.
А с реализацией
транспортного проекта «Армения - Иран» и соединение его с
железнодорожной веткой до черноморских портов на грузинском побережье,
Китай может получить дополнительную наземную или наземно-морскую
(железная дорога между Ираном и Арменией свяжет последнюю с иранскими
портами в Персидском заливе) магистраль с перспективным выходом через
Черное море на рынки восточноевропейских стран.
Интерес Китая,
пусть сейчас и не наиболее приоритетного внешнеполитического и
внешнеэкономического характера, к Южного Кавказа имеет потенциал роста.
Тем не менее, можно предположить, что только на одних ресурсах
государственных инвестиций, какими бы объемными они не были, и
проникновении частного капитала в зоны «вакуума» внешнего влияния, Китай
не может до бесконечности поддерживать необходимый ему уровень
вовлеченности в региональные процессы.
Подобный
экономически-центричный курс продвижения своих политических интересов
имеет лимиты роста и на определенном этапе может иссякнуть. Поэтому в
перспективе Китай может обратиться к поиску внешнеполитических схем
усиления своих позиций в регионе, и одной из задач станет защита
интересов китайского капитала на пространстве между Черным морем и
Центральной Азией.
Как считает известный американский политолог и
сотрудник Institute of World Politics Пол Гобл: «На Южном Кавказе, как и
в других регионах, Китай выступает с долгосрочными подходами ко всем
вопросам. Пекин больше сосредоточен на собственных прагматических
интересах, чем игра на публику. К интересов Китая входит: расширение
торговли с богатыми нефтью странами Каспийского бассейна, наличие
удобного наземного транспорта и связи между Азией и Європою. Продвижение
этих интересов в долгосрочной перспективе означает, что Китай будет
стремиться блокировать изменения во власти в этих странах, в чем
заинтересованы некоторые игроки в регионе и за его пределами. Совершенно
ясно, шаги, предпринимаемые Китаем, заслуживают того, чтобы за ними
следили внимательнее. Тем более, что Пекин уже показал готовность быть
новым игроком в сложной геополитической игре в регионе Южного Кавказа».
Похоже,
что проникновение Китая на Южный Кавказ входит в противоречие с
интересами Соединенных Штатов. Американцы в течение последних двадцати
лет упорно работали над тем, чтобы содействовать развитию этого
стратегически важного региона. И их интересы на Южном Кавказе включают
безопасность, энергетику и экономическое развитие и демократизацию.
После
распада СССР Вашингтон стремился к тому, чтобы Россия и Иран не имели
доминирующего влияния на этот регион, особенно учитывая важность
ресурсов каспийских энергоносителей. В значительной мере, эта
долгосрочная стратегия удалась, обеспечивая независимость Азербайджана,
Грузии и Армении, что позволило рынкам развиваться, а этим странам
придерживаться верховенства закона, в то время как поддержка
демократизации способствовала региональной интеграции.
Можно
сказать, что Соединенные Штаты имеют большие стратегические и
экономические интересы в Южном Кавказе и на Каспии. Сегодня без Грузии и
Азербайджана, невозможно функционирование Северной распределительной
сети, которая поставляет войска США и НАТО в Афганистане. А американское
партнерство с Азербайджаном отвечает необходимости Вашингтону укрепить
свое присутствие в регионе Южного Кавказа и Каспийского моря.
Поэтому
нельзя исключать того, что эта мягкая экспансия Китая подтолкнет
американцев к укреплению их позиций на Южном Кавказе. Ведь своими
действиями Пекин ставит под угрозу хрупкое равновесие, которое
установилось в этом стратегически чувствительном регионе, и поэтому
Вашингтон, скорее всего, должен задуматься над тем, каким будет ответ на
этот китайский вызов.